Тел. 8 (495) 518-36-42; 8 (495) 514-65-87
e-mail: homeland-tour@mail.ru, shop.excursions@gmail.com

Софийский собор

Софийский собор."Церковь святой Софии, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры храма (54,6 х 41,7 м) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в.), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в.) С XIX в. (начиная с Евгения Болховитинова) собор стал объектом научных исследований. Пространственное решение собора было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи - двухъярусная внутренняя и одноярусная внешняя. Хоры имели необычно большую площадь, поэтому считают, что именно тут находился главный "офис" Киевской митрополии - помещение для приемов, библиотека, канцелярия, казна. Кроме того, на хорах во время богослужения находился князь со свитой. Попадали они сюда по винтовым лестницам, которые имелись в двух башнях, встроенных в западную галерею.С архитектурой собора гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах - фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа. Посетители собора также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити.София служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор тут хранится саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович. Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми "отличились" суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 году с них взял пример Рюрик Ростиславич. Между этими двумя нападениями софийские интерьеры едва уцелели от большого пожара 1180 г.Во время монгольского нашествия София и Софийское подворье также были жестоко разграблены, но собор не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Руси. Однако киевские митрополиты после 1300 году редко посещали свою опустошенную резиденцию, поэтому храм медленно приходил в упадок и к концу XVI в. представлял собой грустное зрелище. Униаты, владевшие Софией с 1596 году, не только не улучшили положения, а наоборот, распродали даже каменные архитектурные украшения.Только после того, как Петр Могила отобрал собор от униатов и основал вокруг него монастырь, произошли изменения в лучшую сторону. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены. Возобновление храма в полном объеме произошло уже начиная с 1688 года на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 году.
*
*
Call for pricing
Write your own review
*
*
  • Bad
  • Excellent

 

 

Софийский собор.


"Церковь святой Софии, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры храма (54,6 х 41,7 м) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в.), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в.) С XIX в. (начиная с Евгения Болховитинова) собор стал объектом научных исследований.

 Пространственное решение собора было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи - двухъярусная внутренняя и одноярусная внешняя. Хоры имели необычно большую площадь, поэтому считают, что именно тут находился главный "офис" Киевской митрополии - помещение для приемов, библиотека, канцелярия, казна. Кроме того, на хорах во время богослужения находился князь со свитой. Попадали они сюда по винтовым лестницам, которые имелись в двух башнях, встроенных в западную галерею.

С архитектурой собора гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах - фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа. Посетители собора также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити.

София служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор тут хранится саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович. Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми "отличились" суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 году с них взял пример Рюрик Ростиславич. Между этими двумя нападениями софийские интерьеры едва уцелели от большого пожара 1180 г.

Во время монгольского нашествия София и Софийское подворье также были жестоко разграблены, но собор не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Руси. Однако киевские митрополиты после 1300 году редко посещали свою опустошенную резиденцию, поэтому храм медленно приходил в упадок и к концу XVI в. представлял собой грустное зрелище. Униаты, владевшие Софией с 1596 году, не только не улучшили положения, а наоборот, распродали даже каменные архитектурные украшения.

Только после того, как Петр Могила отобрал собор от униатов и основал вокруг него монастырь, произошли изменения в лучшую сторону. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены. Возобновление храма в полном объеме произошло уже начиная с 1688 года на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 году.