Тел. 8 (495) 518-36-42; 8 (495) 514-65-87
e-mail: homeland-tour@mail.ru, shop.excursions@gmail.com

Печорский монастырь, Киево - Печерская Лавра

Киево - Печерская Лавра. ( Печорский монастырь)Как вытекает из названия, местом основания Печерского монастыря стали киевские пещеры. Летопись сообщает, что "пещерку малую", с которой начинался монастырь, выкопал на берегу Днепра священник церкви св.Апостолов в селе Берестовом - будущий митрополит Илларион - чтобы уединяться в ней для молитв. Став митрополитом, Илларион перестал посещать пещеру, и в ней между 1051 - 54 гг. поселился отшельник Антоний. По "Киево-Печерскому патерику", Антоний использовал для жилья пещеру, которую устроили варяги, чтобы хранить там свои сокровища. Вокруг Антония начали собираться монахи, устроившие на горе пещерное поселение (теперь это Дальние пещеры Лавры). Когда братии собралось 12 человек, Антоний назначил над ними игуменом монаха Варлаама, а сам переселился на другую гору, где снова уединился в подземной келье. Со временем и на этой горе возник подземный лабиринт - нынешние Ближние пещеры. Братия же во главе с Варлаамом сначала поставила над первой пещерой "церквицу малую", а в 1062 г. соорудила церковь во имя Богородицы. Тогда же князь Изяслав Ярославич по просьбе Антония подарил монахам гору над пещерами, которую они оградили и застроили, создав так называемый Старый монастырь. С того времени обитель стала наземной, пещеры начали служить кладбищем, а жить в них остались только аскеты-подвижники.Вскоре Варлаам был переведен Изяславом Ярославичем в княжеский родовой Дмитриевский монастырь, и Антоний "поставил" другого игумена - Феодосия, при котором численность монахов увеличилась с двадцати до ста, и был введен первый (так называемый Студийский) монастырский устав. При Феодосии (в 1073 р.) князь Святослав Ярославич подарил обители землю между Старым монастырем и Берестовым. Тут был заложен Успенский собор, вокруг которого при следующем игумене Стефане сформировался Новый монастырь. На его территории, огражденной сначала деревянной, а потом каменной стеной, возник архитектурный ансамбль - каменные Троицкая надвратная церковь и трапезная, деревянные кельи и хозяйственные сооружения, больница с церковью св.Николая. Огражденное пространство между Новым и Старым монастырями было частично занято огородами и садами, а частично - жильем монастырских ремесленников и челяди; тут Феодосий устроил также двор для нищих и больных. Независимость монастыря от княжеской власти (в отличие от других обителей) способствовала тому, что в конце XI в. он стал не только самой авторитетной, большой и богатой религиозной организацией страны, но и центром летописания, школой живописи и медицины. Общеизвестны были прославленные имена Алипия, Агапита, Нестора и других черноризцев. С 1171 г. печерские игумены носили титул архимандрита. Еще до монгольского нашествия около 50 печерских монахов стали епископами в разных городах Руси.После присоединения Киева к Московскому государству Печерский монастырь продолжал получать льготы от высшей власти, хотя последователи Могилы Иосиф Тризна и Иннокентий Гизель не выказывали желания передавать обитель под власть московского патриарха. Это произошло только при архимандрите Варлааме Ясинском, после чего монастырь в 1688 г. получил подтверждение ставропигии и почетный титул Лавры (впрочем, монастырь называли в быту лаврой еще в XII в.). До конца XVIII в. Лавра продолжала расширять свои владения, став крупнейшим на Украине церковным землевладельцем,- ей принадлежали сотни тысяч десятин пахотных и лесных угодий, а также несметное количество сельскохозяйственных предприятий, где работали 76 тысяч крепостных.Одновременно в монастыре велось грандиозное каменное строительство. Еще в XVII в. были сооружены новая трапезная, Никольськая, Всехсвятская, Аннозачатьевская, Рождествобогородицкая, Воздвиженская церкви. Гетман Иван Мазепа огородил монастырь каменной стеной. После большого пожара 1718 г. сгоревшие деревянные здания были заменены каменными, а каменные были отремонтированы и расширены. Так появились кельи соборных старцев, Экономический корпус, типография, дом митрополита. В середине XVIII в. Иоганн Шедель и Степан Ковнир обогащают лаврский ансамбль домом наместника, Ковнировским корпусом, самой высокой в России Большой колокольней, колокольнями на Ближних и на Дальних пещерах. В XIX и в начале XX в. архитектурный ансамбль монастыря постепенно приобрел завершенность. Были благоустроены крытые галереи к Ближним и Дальнм пещерам, а территория пещер обнесена крепостной стеной. Было сооружено несколько жилых корпусов для богомольцев на территории гостиного двора, больница, новая трапезная, библиотека. Одним из самых мощных киевских издательств оставалась лаврская типография, заметное место в искусстве занимала иконописная мастерская.В начале XX в. Лавра насчитывала около 500 монахов и 600 послушников, которые жили в четырех объединенных монастырях - собственно Печерском, Никольском или Троицком больничном, на Ближних и Дальних пещерах. Кроме того, Лавре принадлежали три пустыни - Голосеевская, Китаевская и Преображенская. Система управления этим большим хозяйством была достаточно сложной.
*
*
Звоните, чтобы узнать цену
Напишите свой отзыв
*
*
  • Плохо
  • Отлично

 

 

 

Киево - Печерская Лавра. ( Печорский монастырь)

Как вытекает из названия, местом основания Печерского монастыря стали киевские пещеры. Летопись сообщает, что "пещерку малую", с которой начинался монастырь, выкопал на берегу Днепра священник церкви св.Апостолов в селе Берестовом - будущий митрополит Илларион - чтобы уединяться в ней для молитв. Став митрополитом, Илларион перестал посещать пещеру, и в ней между 1051 - 54 гг. поселился отшельник Антоний. По "Киево-Печерскому патерику", Антоний использовал для жилья пещеру, которую устроили варяги, чтобы хранить там свои сокровища.

 Вокруг Антония начали собираться монахи, устроившие на горе пещерное поселение (теперь это Дальние пещеры Лавры). Когда братии собралось 12 человек, Антоний назначил над ними игуменом монаха Варлаама, а сам переселился на другую гору, где снова уединился в подземной келье. Со временем и на этой горе возник подземный лабиринт - нынешние Ближние пещеры. Братия же во главе с Варлаамом сначала поставила над первой пещерой "церквицу малую", а в 1062 г. соорудила церковь во имя Богородицы. Тогда же князь Изяслав Ярославич по просьбе Антония подарил монахам гору над пещерами, которую они оградили и застроили, создав так называемый Старый монастырь. С того времени обитель стала наземной, пещеры начали служить кладбищем, а жить в них остались только аскеты-подвижники.

Вскоре Варлаам был переведен Изяславом Ярославичем в княжеский родовой Дмитриевский монастырь, и Антоний "поставил" другого игумена - Феодосия, при котором численность монахов увеличилась с двадцати до ста, и был введен первый (так называемый Студийский) монастырский устав. При Феодосии (в 1073 р.) князь Святослав Ярославич подарил обители землю между Старым монастырем и Берестовым. Тут был заложен Успенский собор, вокруг которого при следующем игумене Стефане сформировался Новый монастырь. На его территории, огражденной сначала деревянной, а потом каменной стеной, возник архитектурный ансамбль - каменные Троицкая надвратная церковь и трапезная, деревянные кельи и хозяйственные сооружения, больница с церковью св.Николая. Огражденное пространство между Новым и Старым монастырями было частично занято огородами и садами, а частично - жильем монастырских ремесленников и челяди; тут Феодосий устроил также двор для нищих и больных.

 Независимость монастыря от княжеской власти (в отличие от других обителей) способствовала тому, что в конце XI в. он стал не только самой авторитетной, большой и богатой религиозной организацией страны, но и центром летописания, школой живописи и медицины. Общеизвестны были прославленные имена Алипия, Агапита, Нестора и других черноризцев. С 1171 г. печерские игумены носили титул архимандрита. Еще до монгольского нашествия около 50 печерских монахов стали епископами в разных городах Руси.

После присоединения Киева к Московскому государству Печерский монастырь продолжал получать льготы от высшей власти, хотя последователи Могилы Иосиф Тризна и Иннокентий Гизель не выказывали желания передавать обитель под власть московского патриарха. Это произошло только при архимандрите Варлааме Ясинском, после чего монастырь в 1688 г. получил подтверждение ставропигии и почетный титул Лавры (впрочем, монастырь называли в быту лаврой еще в XII в.). До конца XVIII в. Лавра продолжала расширять свои владения, став крупнейшим на Украине церковным землевладельцем,- ей принадлежали сотни тысяч десятин пахотных и лесных угодий, а также несметное количество сельскохозяйственных предприятий, где работали 76 тысяч крепостных.

Одновременно в монастыре велось грандиозное каменное строительство. Еще в XVII в. были сооружены новая трапезная, Никольськая, Всехсвятская, Аннозачатьевская, Рождествобогородицкая, Воздвиженская церкви. Гетман Иван Мазепа огородил монастырь каменной стеной. После большого пожара 1718 г. сгоревшие деревянные здания были заменены каменными, а каменные были отремонтированы и расширены. Так появились кельи соборных старцев, Экономический корпус, типография, дом митрополита. В середине XVIII в. Иоганн Шедель и Степан Ковнир обогащают лаврский ансамбль домом наместника, Ковнировским корпусом, самой высокой в России Большой колокольней, колокольнями на Ближних и на Дальних пещерах.

В XIX и в начале XX в. архитектурный ансамбль монастыря постепенно приобрел завершенность. Были благоустроены крытые галереи к Ближним и Дальнм пещерам, а территория пещер обнесена крепостной стеной. Было сооружено несколько жилых корпусов для богомольцев на территории гостиного двора, больница, новая трапезная, библиотека. Одним из самых мощных киевских издательств оставалась лаврская типография, заметное место в искусстве занимала иконописная мастерская.

В начале XX в. Лавра насчитывала около 500 монахов и 600 послушников, которые жили в четырех объединенных монастырях - собственно Печерском, Никольском или Троицком больничном, на Ближних и Дальних пещерах. Кроме того, Лавре принадлежали три пустыни - Голосеевская, Китаевская и Преображенская. Система управления этим большим хозяйством была достаточно сложной.