Тел.(495) 518 36 42, (495) 514 65 87,
(499) 922 89 60

Золотые ворота
Маршрут: Золотые ворота
Описание: Это уникальный памятник древнерусского оборонительного зодчества. Золотые ворота расположены с западной стороны города, повторяя ориентацию Киева. Золотыми воротами начиналась главная улица Владимира, а заканчивалась Серебряными. Всего в древнем Владимире

Успенский собор
Маршрут: Успенский собор
Описание: Под его сводами венчались на царство великие князья. А уже позже архитектор Аристотель Фиораванти построил в Московском Кремле Успенский собор, для которого Владимирский послужил образцом

Дмитриевский собор
Маршрут: Дмитриевский собор
Описание: Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратилась в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. Внутри собора – фрески гениального византийского мастера

Княгинин монастырь
Маршрут: Княгинин монастырь
Описание: Это единственное во Владимире здание подобной архитектуры. В соборе почти полностью сохранились чудесные настенные росписи 1649 года кисти московского мастера Марка Матвеева. Большая их часть написана на стихи акафиста Богоматери

Во время школьной экскурсии школьники узнают, что Владимир – город с тысячелетней историей. Белокаменные памятники XII века – Золотые ворота, кафедральный собор, княжеские и монастырские церкви – воплотили столичное достоинство города, соединив во времени «матерь городов русских» Киев и будущую столицу Руси, а сначала пригород Владимира Москву

Школьная экскурсия во Владимир 
и Золотому кольцу
 


Во время школьной экскурсии школьники узнают, что Владимир – город с тысячелетней историей. Белокаменные памятники XII века – Золотые ворота, кафедральный собор, княжеские и монастырские церкви – воплотили столичное достоинство города, соединив во времени «матерь городов русских» Киев и будущую столицу Руси, а сначала пригород Владимира Москву. Градостроительный замысел князя-самовластца раскрывают летописи: Золотые ворота «да будет память отечеству моему», Успенский собор – «хощу бо сей град обновити митрополию», Боголюбово – «город камен в память себе», а сам Владимир - «да будет сей град великое княжение и глава всем».

Официальной датой основания одного из древнейших русских городов считается 1108 год. Тогда князь Владимир Мономах заложил здесь деревянную крепость и окружил её земляным валом. Однако в Ипатьевской летописи есть упоминание о городе, относящееся к 990 году, где говорится, что великий киевский князь Владимир Святославович во время крещения местного населения в суздальской земле на высоком берегу реки Клязьмы основал город и назвал его своим княжеским именем.

Своим возвышением и всей последующей славой город обязан внуку Владимира Мономаха, великому князю Андрею Боголюбскому. Унаследовав от деда государственный ум и жажду деятельности, князь Андрей помышлял создать на севере новый центр русских земель. Однако его отец, Юрий Долгорукий, заняв киевский престол, желал оставить сына при себе, для чего поселил его в Вышгороде.

Была в Вышгороде в женском монастыре икона св.Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласило предание, святым евангелистом Лукой. О ней рассказывали чудеса: говорили, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама от стены отходила и становилась посреди церкви, показывая вид, как будто желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в Суздальскую землю, даровать, таким образом, этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этой землёй почиёт особое благословение Божие. Подговорили священника женского монастыря Николая и дьякона Нестора; Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и тотчас после этого убежал в Суздальскую землю.

Путешествие этой иконы в Суздальскую землю сопровождалось чудесами: на своём пути она творила исцеления. Уже в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов – Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени в тайне, а потому проехал Владимир с иконой мимо и не оставил её там, где по его плану ей впоследствии надлежало быть. Но не хотел Андрей везти её ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчёту, этим городам не следовало давать первенства. За десять вёрст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконой вдруг стали; запрягают других, посильнее, и те не могут сдвинуть воз с места.

Князь остановился, раскинул шатёр, заснул, а поутру объявил, что ему явилась во сне Божия Матерь с хартией в руке, приказала не везти её икону в Ростов, а поставить во Владимире. Специально для этой иконы был построен великолепный храм Успения Богоматери, а икону с той поры стали называть Владимирской.

В годы княжения Андрея Боголюбского город быстро развивался и рос и в 1157 году стал столицей. В городе проживали сотни ремесленников, велась оживлённая торговля. Здесь также сказалось большое стремление князя украсить город великолепием храмов и построек.

Младший брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо сохранил и умножил столичное великолепие города, создав детинец с Дмитриевским собором, Рождественский монастырь с белокаменным храмом, Княгинин монастырь в северо-западном углу города, а главную святыню княжества – Успенский собор – сделав ещё больше и краше. Годы его княжения были временем наивысшего расцвета города. Авторитет великого владимирского князя был непререкаем, и не раз во Владимир съезжались князья за советом к князю Всеволоду. С большим почтением к нему относились иноземные послы, а купцы из дальних стран увозили с собой не только превосходные местные товары, но и неизгладимые впечатления от красоты «стольного города».

Монголо-татарское завоевание XIII века подорвало мощь Владимира, прекратилась зодческая традиция, забылись многие ремёсла, город запустел. Однако сохранил политическое первенство среди русских городов. Шли годы. Последующие князья владимирские заботились о сохранении государственности Северо-восточной Руси, хотя для этого им приходилось проводить политику покорности и добрососедства в отношениях с Ордой. До середины XIV века город Владимир оставался административным, культурным и религиозным центром русских земель. Здесь проводились съезды князей, составлялся общерусский летописный свод. Но с 1328 года Владимир на Клязьме начинает отступать перед быстро растущим могуществом Москвы.

В XVI-XVII веках город выходит из пределов древней крепости; вокруг населяются слободы: за Золотыми воротами – Ямская, под Вознесенской горой – Гончарье, а за рекой Лыбедь и Студёной горой – Стрелецкие слободы, Боровок, Варварка (для непокорных переселенцев из Новгорода), по Рождественским монастырём – Подмонастырская. Улицы города сплетались в живую, прихотливую вязь, а красной строкой в ней выступали приходские церкви. XVII век - время расцвета на Руси торгового посада – подарил Владимиру чудную Богородскую церковь. А в XVIII веке, точно по волшебству, город наполнили каменные приходские церкви, заменившие деревянные: Вознесенская, Николо-Галейская, Троицкая, Николо-Кремлёвская, Никитская.

С учреждением в 1778 году губернии, Владимиргубернский город стал развиваться по новому плану, который предусматривал расширение границ, сетку улиц, каменное гражданское строительство. Построено было здание для губернской администрации – Присутственные места, а перед ним предполагался «сад стриженых деревьев». Центральная улицавладимирский Невский проспект - стала обстраиваться частными каменными домами; целый квартал в этом районе занял Гостиный двор, напротив вырос дом приказа общественного призрения (где сначала жил губернатор), у Золотых воротпочтовая контора, напротив Присутственных местДворянское собрание и мужская гимназия, недалеко от Дмитриевского соборагубернаторский дом. Таким образом, Владимир постепенно обретал красивый, благоустроенный облик губернского города, сохраняя при этом величие старины и обаяние исторического ландшафта.

В XIX веке появился водопровод, телефон, электростанция, было проложено шоссе МоскваНижний Новгород, железная дорога. В этот же период на рубеже XIX-XX веков отстроился целый ряд зданий, особенно украсивших город: Мальцевское ремесленное училище, церковь Архангела Михаила, здание банка, Исторический музей, Народный дом, Городская дума, старообрядческая Троицкая церковь.

XX век сильно изменил экономический уклад и облик Владимира. В 1930-е годы впервые появилась здесь крупная промышленность, город разросся во всех направлениях. Сейчас Владимир – это центр Владимирской области, университетский город, где имеются театры – драматический и кукольный, филармония.

Владимир

Владимир - средневековые Успенский и Дмитриевский собор, Боголюбово, храм Покрова-на-Нерли, Золотые ворота (1164 г.) с Надвратной церковью (отреставрирована в 1469 г.), Успенский собор (1158-60 гг.), фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, резной барочный иконостас (1773-74 г.), Дмитриевский собор (1194-97 гг.), церкви Николы (XVII в.) и Спаса (XVIII в.) у подножия Козлова вала, Георгиевская барочная церковь (1783-84 гг.), церковь Николы Мокрого в Галеях (1732-35 гг.), церковь Успения Богородицы (1649 г.), Никитская церковь (1765 г.), Вознесенская церковь (1724 г.). Монастырские комплексы Рождественского монастыря (Рождественский собор, 1192-95 гг., перестроен в 1859-64 гг.), крепостные стены (XVIII в.), Княгинин монастырь (основан в XII-XIII вв.), Успенский собор (1200-01 гг., фрески 1647-48 гг.) с усыпальницей княгини Марии, ее сестры Анны, а также жены и дочери Александра Невского.

 
Отечество © 2005