Тел. 8 (495) 518-36-42; 8 (495) 514-65-87
e-mail: homeland-tour@mail.ru, shop.excursions@gmail.com

Гуслицы, Егорьевск

Гуслицы, Егорьевск

*
*
Звоните, чтобы узнать цену
Напишите свой отзыв
*
*
  • Плохо
  • Отлично

Школьные экскурсии
 Гуслицы,  Егорьевск

В общественном сознании новая и новейшая история Отечественного старообрядчества тесно связана с районами русского севера, Сибири, а также с дальним зарубежьем. Действительно, спасаясь от преследований после церковного раскола середины XVII столетия, старообрядцы бежали в удалённые местности России и за границу, где они могли сохранять традиции исконного русского Православия. Однако удивительным образом один из таких районов оказался в непосредственной близости от Москвы, менее чем в ста верстах, и именовался он Гуслицы.. Близость к центру сформировала особый тип старообрядца-гусляка, образованного, преуспевающего в мирской жизни, при необходимости умело мигрирующего, но, тем не менее, хранящего многие черты древнего богослужебного и жизненного уклада. Соответственно и целый регион на востоке Подмосковья приобрёл ярко выраженные черты местного хозяйственного, этнографического и конфессионального своеобразия. Особенно заметного и ещё и потому, что на здешних территориях со времён смутного времени не велось военных действий, и за исключением коллективизации не было массового перемещения населения.

Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Гусляки не были исключением. В гуслицких селениях лили медные образки и крестики, складни. Это литьё, называемое гуслицким, отличается большим разнообразием, причём за его технологической примитивностью часто читаются древние художественные формы. В ряде деревень писали иконы. Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью получившей название «гуслицкой». Работая над орнаментами, мастера и мастерицы переписчики пользовались собственными архивами прорисей, на полях которых принято было указывать точную ссылку на древние, XVII в. и ранее, оригиналы. Некоторые исследователи проводят параллели между гуслицкой книжной росписью и гжельской расписной керамикой, но многие считают ее уникальной и не имеющей аналогов. К началу ХХ в. переписывание книг, а равно и украшение их гуслицкой росписью стало отмирать. Культура старообрядческих Гуслиц стояла на очень высоком уровне, и что самое удивительное для Российской глубинки – была достоянием многих её носителей. Прежде Гуслицы имели существенное отличие от любой другой местности, даже старообрядческой, тем, что их население, включая женщин, было почти поголовно грамотным. В каждом гуслицком селении существовали самородные школы, преподавателями в которых состояли местные грамотеи, книжники, а также старообрядческие монахини-келейницы. Знания давали в основном церковные, необходимые для поддержания старообрядческой культуры. Школы эти по всей видимости существовали с самого начала раскола. Поголовная грамотность привела к тому, что после возникновения в 1840-х годах Белокриницкой иерархии (ныне – Русская Православная Старообрядческая Церковь). Гуслицы стали своеобразной кузницей кадров ее духовенства. Священников-гусляков можно было встретить на многих старообрядческих приходах по всей России.

Гуслицкие деревни, несмотря на расположение в невыгодных условиях (неплодородная заболоченная местность, отсутствие крупных торговых путей и водоёмов), всегда отличались своим богатством и размахом. Отсутствие плодородных почв не мешало гуслякам богатеть. Из Гуслиц и соседних старообрядческих территорий вышли многие известные купеческие фамилии: Морозовы, Рахмановы, Солдатенковы, фарфоровые короли России Кузнецовы и др. Богатые купцы-старообрядцы не порывали со своими менее удачливыми единоверцами. Старообрядческие толки (согласия) превращались в мощные религиозно-экономические корпорации. В Гуслицах местные купцы давали на дом работу крестьянам-старообрядцам и затем забирали готовую продукцию. До революции 1917 года. очень многие гуслицкие крестьяне устраивали в своих деревнях фабрики, преимущественно ткацкие.

Некоторое время назад, в городе Егорьевске Московской области, в особняке купца Никитина открылась новая экспозиция. Здесь, на площади в 1,5 тыс. кв. м представлены лучшие изделия промыслов и производств России XVIII-XIX вв.: северная резная кость, художественный металл, резное и расписное дерево, стекло, фарфор, керамика Гжели, золотое шитье, живописные полотна, лубки и гравюры. Новое здание Егорьевского историко-художественного музея расписано изнутри гуслицкой росписью. Ею же пытаются расписывать сувенирные шкатулки и посуду.

Сам Егорьевск (в прошлом с. Высокое, центр одноимённой волости) не является частью исторических Гуслиц, но их граница проходит всего в 3-4 км от нынешней городской окраины и в состав современного Егорьевского района входит около десятка старинных гуслицких сёл и деревень. Уютный старый Егорьевск признан ныне историческим памятником градостроительного искусства XIX в., где сохранились храмы и гражданские здания, построенные архитекторами А. Каминским, И. Барютиным, А. Щуко.

 Время в пути: 2,5 часа. Егорьевское шоссе 90 км
Продолжительность экскурсии: 10 часов.

Экскурсионная программа:
- Отправление от школы. Путевая информация.
- Гуслицы: Гуслицкий погост, с. Рыжово.
- Экскурсия по Егорьевск , прекрасно сохранившему старинную планировку и исторический облик, с посещением храма Александра Невского (арх А.С.Каминский), деревянной церкви иконы Казанской Божьей Матери.
- Историко-художественного музея + интерактивная программа «посидим у самовара».
- Чаепитие в Каминном зале музея с рассказом о традициях русского гостеприимства с чаепитием.
 - Отправление в Москву.
 - Прибытие в Москву к школе

Цена за группу школьников

рублей

группа школьников 15 + 1 руководитель

-

группа школьников 25 + 2 руководителя

-

группа школьников 42 + 2 руководителя

-

В стоимость тура входит:

  • автобус,
  • экскурсовод,
  • входные билеты по программе, 
  • экскурсионное обслуживание

Практическая информация:
- На этом маршруте нет удобных точек питания, чтобы пообедать. Возьмите с собой на экскурсию термос и бутерброды.
- время отправления из Москвы  прибытия в Москву является ориентировочным и не может считаться обязательным пунктом программы;
- время и порядок предоставления туристских услуг, заявленных в программе, могут меняться при сохранении их объема и качества.